Программа повышения качества преподавания фундаментальных дисциплин ТПУ

Внимание!

Материалы доступны только авторизованным пользователям.

Перечень обязательных материалов УМК фундаментальной дисциплины и трудоемкость разработки на 2024/25 учебный год

МатериалыТребование к разработкеФорма / шаблон документа

1. Концепция реализации предметной области (с учетом всех кластеров подготовки)
  1. Краткий анализ референтных зарубежных инженерных  вузов по дисциплинам данной предметной области при реализации инженерных направления подготовки: количество реализуемых семестровых модулей, основные разделы, общая трудоёмкость дисциплин, используемые образовательные технологии (при наличии информации). Не менее трех вузов
  2. Краткий анализ референтных инженерных российских вузов по дисциплинам данной предметной области при реализации инженерных направлений подготовки (аналогичных ТПУ): количество реализуемых семестровых модулей, разделы, трудоёмкость дисциплин, используемые образовательные технологии (при наличии информации).
  3. Предлагаемый вариант реализации в ТПУ дисциплин предметной области: количество кластеров реализации, количество семестровых модулей в каждом кластере, разделы и их распределение по неделям в семестрах, общая трудоёмкость дисциплин, предлагаемые образовательные технологии и их соотношение, адаптационная траектория, углубленная подготовка, инструменты и точки мониторинга качества, основные принципы формирования фондов оценочных средств (с учетом ротации и неповторяемости заданий).
  4. Формирование междисциплинарных связей с дисциплинами других предметных областей (математика - физика, математика - химия, математика - информатика, физика - химия), в т.ч. через проектную деятельность.
Учесть: принципы обеспечения качества реализации дисциплин, обеспечения актуальности содержания. Дисциплин, обеспечения мотивации обучающихся к изучению дисциплины, требуемые онлайн курсы, необходимые ресурсы для релиазации.

Результат:
  1. Аналитический отчет (не менее 10 ст.). Выполнение в текстовом редакторе (MS Word и др.), шрифт Arial 12,  единичный интервал.  Поля: левое - 2 см, нижнее - 2 см, правое - 2 см, верхнее - 2 см. Название разделов - по центру, выделение жирным шрифтом. Сокращение слов без пояснений не допускается.
  2. Презентация концепции для представления на заседаниях НМС, совещаниях с руководителями ООП (не менее 7 содержательных слайда (без титульного слайда))
2. Матрица компетенций по кластеру подготовки (для формирования рабочих программ дисциплин)


Таблица с компетенциями, индикаторами достижения компетенций, результатами обучения (З, У, В) по направлениям подготовки/ специальностям по кластеру подготовки в соответствии с формой. Кластер более 15 направлений и специальностейФорма паспорта компетенций
Таблица с компетенциями, индикаторами достижения компетенций, результатами обучения (З, У, В) по направлениям подготовки/ специальностям по кластеру подготовки в соответствии с формой. Кластер до 15 направлений и специальностей
3. Методическая карта разработки материалов по предметной области

Таблица с распределением планируемых учебно-методических разработок на учебный год по преподавателям подразделения. Кластер более 2-х дисциплин

Результат:
Таблица в формате Excel по согласованному с УМУ формату
Шаблон методической карты УМР ФД
Таблица с распределением планируемых учебно-методических разработок на учебный год по преподавателям подразделения.
В составе кластера 1-2 дисциплины.

Результат:
Таблица в формате Excel по согласованному с УМУ формату.
4. Рабочая программа дисциплины По форме установленной приказом от 06.05.2020 №127-7/об.

Результат: РПД  дисциплины по каждому направлению подготовки
Форма РПД

Приказ об утверждении форм документов ООП
5. Аннотация дисциплиныПо форме установленной приказом от 06.05.2020 №127-7/об.

Результат: аннотация дисциплины по каждому направлению подготовки
Форма аннотации

Приказ об утверждении форм документов ООП
6. Календарный рейтинг-план изучения дисциплиныПо форме установленной приказом от 06.05.2020 №127-7/об.

Результат: календарный рейтинг-план дисциплины по каждому направлению подготовки
Форма календарного рейтинг-плана изучения дисциплины

Приказ об утверждении форм документов ООП
7. Конспект лекции (2 часа аудиторных занятий)Структура лекции: 
  1. Вводная часть (тема, новизна, значимость, план лекции, связь ранее изученных вопросов с новыми).
  2. Основная часть (изложение материала в в соответствии с планом).
  3. Заключение (подведение итогов лекции, задания для самоподготовки, литература, список используемых на лекции демонстраций).
Результат:
Конспект лекции (-ий) представляется в виде электронного документа с текстом, рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 6 (без титульного листа).
Требования к оформлению конспекта лекции

Пример оформления конспекта лекции
8. Презентация лекции (2 часа аудиторных занятий) (при необходимости)Результат:
Презентация лекции представляется в виде электронного документа с текстом, рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п. в соответствии с формой. Структура слайдов презентации должна соответствовать структуре конспекта лекции. Для каждой лекции должно быть подготовлено не менее 10 содержательных слайдов (без титульного слайда).
Форма презентации лекции
9. Конспект практического занятия с решением задач (2 часа аудиторных занятий)  (на усмотрение руководителя отделения / центра)Структура конспекта практического занятия: 
  1. Вводная часть (тема, новизна, значимость, план занятия, связь ранее изученных вопросов с новыми).
  2. Основная часть (изложение материала в в соответствии с планом, условия задачи, краткая запись условия задачи, решение задачи с пояснениями законов и формул).
  3. Заключение (подведение итогов занятия, задания для самоподготовки, литература)        
Результат:
Конспект практического занятия с решением задач  представляется в виде электронного документа с текстом, рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 6 (без титульного листа).
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
10. Методические указания к выполнению лабораторной работы (2 часа аудиторных занятий). Новая работаТиповая структура разработки (МУ ЛР): 
  1. Цели и задачи лабораторной работы.
  2. Необходимая теоретическая информация.
  3. Необходимое оборудование и материалы.
  4. Программа лабораторной работы (порядок выполнения).
  5. Требования к содержанию отчета по лабораторной работе.
  6. Процедура защиты и критерии оценивания. 
  7. Контрольные вопросы.
Лабораторная работа может быть рассчитана на 4 часа. 

Результат:
Методические указания к выполнению лабораторной работы  представляются в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 5 (без титульного листа).
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
11. Методические указания к выполнению лабораторной работы (2 часа аудиторных занятий). АктуализацияТиповая структура разработки (МУ ЛР): 
  1. Цели и задачи лабораторной работы.
  2. Необходимая теоретическая информация.
  3. Необходимое оборудование и материалы.
  4. Программа лабораторной работы (порядок выполнения).
  5. Требования к содержанию отчета по лабораторной работе.
  6. Процедура защиты и критерии оценивания. 
  7. Контрольные вопросы.
Лабораторная работа может быть рассчитана на 4 часа. 

Результат:
Методические указания к выполнению лабораторной работы  представляются в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 5 (без титульного листа). Должны быть выделены все исправления, представленные в актуализированной работе. Процент переработки - не менее 15%.
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
12. Методические указания к выполнению проекта / кейсового задания (на 1 проект / кейс)Содержание разработки: тематика проекта, цели и задачи проекта, этапы работы над проектом, требования к содержанию и оформлению проекта, процедура защиты и критерии оценивания проекта.

Результат:
Электронный документ с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 5 (без титульного листа).
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
13. Описание лекционной демонстрации (демонстрационный эксперимент)Содержание разработки - приводится описание демонстрационного эксперимента: цели и задачи, необходимое оборудование и материалы, методика проведения эксперимента.

Результат:
Описание лекционной демонстрации представляется в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 1 (без титульного листа).
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
14. Фонд оценочных средств (ФОС): Методические указания по проведению оценивания по дисциплинеОпределение показателей и методов оценивания (оценочных мероприятий) результатов обучения по дисциплине для составления перечня типовых заданий и методических указаний к ним, описание процедуры проведения каждого оценочного мероприятия и разработка необходимых методических указаний к ним. 

Результат:
ФОС дисциплины представляется по форме установленной приказом от 31.12.2020 № 366-6/од.
Количество страниц - не менее 3.
Форма ФОС дисциплины

Приказ об утверждении Регламента о ФОС в ТПУ
15. ФОС: вопросы / тестовое задание для текущего / промежуточного контроля (оценочные мероприятия - опрос, собеседование, семинар, коллоквиум, контрольная работы, презентации, рефераты, эссе и др.). На 1 заданиеРезультат:
ФОС представляется в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Задание / вопрос предоставляется с ответом.
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
16. ФОС: Комплексная задачаКомплексная задача включает: условие, краткую запись, анализ задачи с указанием разделов и законов физики, которые используются при решении задачи.

Результат:
ФОС по комплексной задаче представляется в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 2.
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
17. ФОС: Методические указания к выполнению ИДЗ (при необходимости)Содержание разработки: 
  1. Цели и задачи ИДЗ.
  2. Структура индивидуального домашнего задания (ИДЗ).
  3. Методические рекомендации по выполнению ИДЗ.
  4. Требования к оформлению ИДЗ.
  5. Поцедура защиты и критерии оценки ИДЗ.
  6. Пример выполненной задачи по предьявляемым требованиям.
Результат:
Методические указания к выполнению ИДЗ представляются в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий). Количество страниц - не менее 2.
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий
18. ФОС ЦОКО: Структура банка тестовых заданий для каждого кластераСтруктура:
  1. Разработать структуру банка тестовых заданий для каждого объединенного блока программы (кластера) предметной области 
  2. Указать составляющие результатов обучения по дисциплине и код контролируемой компетенции в соответствии с рабочей программой для каждого элемента содержательного блока/раздела дисциплины. 
  3. Указать общее количество заданий по теме, количество заданий по теме в билете, количество баллов за одно задание по теме
Результат:
Структура банка представляется в виде электронного документа с текстом, оформленным в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий) (шаблон). Количество страниц - не менее 3.
Шаблон структуры банка тестовых заданий 
19. ФОС ЦОКО: вопросы / тестовое задание для текущего / промежуточного контроля на базе ЦОКО (входное тестирование, рубежный контроль). На 1 заданиеЗадание в тестовой форме для  текущего / промежуточного контроля  (входное тестирование, рубежный контроль) включает: формулировку задания, с указанием контролируемой темы и кода компетенции, варианты ответов, эталонный ответ, инструкцию к заданию.

Результат:
ФОС представляется в виде электронного документа с текстом,  рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий) (шаблон). Вопросы / тестовые задания представляются с решениями и расчетами. По дисциплине для 1 з.е.:
  • не менее 2-х контролируемых тем 
  • не менее 4-х заданий на тему
    (например, для дисциплины 6 з.е. = 6 * 2 *4 * 6 = 288 тестовых заданий разного уровня сложности – 24 тестовых задания в билете для одного тура рубежного тестирования)
Требования к разработке банка заданий

Пример оформления ФОС
20. Виртуальная лабораторная работа (ВЛР). Новая.Содержание работы:
  1. Разработка методики выполнения экспериментов, структуры материалов (методических указаний, шаблона отчётов).

    Результат:
    Описание методики эксперимента, структура методических указаний и отчёта.
  2. Подготовка материалов (методических указаний, шаблона отчёта), проведение измерений и сбор статистики для ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. Разрабатывается впервые, ранее материал не использовался.

    Результат:
    Исходные тексты методических указаний, шаблон отчёта, таблицы исходных данных и результатов измерений или математические формулы для их получения.
  3. Экспертное сопровождение разработки (консультирование, демонстрация экспериментов, поиск и создание референсов для разработки ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. Разрабатывается впервые, ранее материал не использовался.

    Результат:
    Фотоматериалы, видеозаписи выполнения экспериментов, иллюстрации/схемы/чертежи лабораторной установки.
  4. Тестовая эксплуатация, создание списка замечаний, доработка материалов ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. Разрабатывается впервые, ранее материал не использовался.

    Результат:
    Доработанные материалы ВЛР, перечень выявленных недоработок.
Итоговый результат:
ВЛР в соответствии с установленными требованиями к ВЦОР ТПУ (заключение ОЦОР)
21. Виртуальная лабораторная работа (ВЛР). По разработанной методикеСодержание работы:
  1. Подготовка материалов (методических указаний, шаблона отчёта), проведение измерений и сбор статистики для ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. 

    Результат:
    Исходные тексты методических указаний, шаблон отчёта, таблицы исходных данных и результатов измерений или математические формулы для их получения.
  2. Экспертное сопровождение разработки (консультирование, демонстрация экспериментов, поиск и создание референсов для разработки ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. Разрабатывается впервые, ранее материал не использовался.

    Результат:
    Фотоматериалы, видеозаписи выполнения экспериментов, иллюстрации/схемы/чертежи лабораторной установки.
  3. Тестовая эксплуатация, создание списка замечаний, доработка материалов ВЛР/КТ, соответствующей 2 часам аудиторной работы. Разрабатывается впервые, ранее материал не использовался.

    Результат:
    Доработанные материалы ВЛР, перечень выявленных недоработок.
Итоговый результат:
ВЛР в соответствии с установленными требованиями к ВЦОР ТПУ (заключение ОЦОР)
22. Методический комплект для применения игрового подхода в обученииСодержание работы:
  1. Разработка концепции игры, методических указания к использованию в процессе обучения (в т.ч. связи с изучаемыми разделами дисциплины, техника применения, оценивание результатов и др.).
  2. Разработка демонстрационного дизайн-проекта игры: набор демонстрационного материала, сборник правил и сопроводительных материалов.
Результат:
  1. Концепция игры представляется в виде электронного документа с текстом, рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий).
    Количество страниц - не менее 1 (без титульного листа).
  2. Методические указания представляется в виде электронного документа с текстом, рисунками, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т.п., оформленный в соответствии с правилами оформления (Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий).
    Количество страниц - не менее 2 (без титульного листа).
  3. Демонстрационный дизайн-комплект игры:
    • набор демонстрационного материала с подготовленными графическими и оценочными материалами;
    • сборник правил;
    • описание для тиражирования игры - рекомендации к используемым материалам и технология производства.
Основные требования к представлению и оформлению оригинал-макетов изданий